§ 8. Когда не хватает ниток

Для коф­точки не хва­тает ниток. В мага­зи­нах такой пряжи уже нет или она есть, но эта пар­тия немного отли­ча­ется по оттенку от той, из кото­рой вам про­дали ранее. Такое слу­ча­ется и не так уж редко. У этой про­блемы есть несколько реше­ний. Если вы знали о ней до начала работы, то, напри­мер, можно попро­бо­вать 1) вязать спи­цами боль­шего диа­метра, чем пола­га­ется для пряжи дан­ной тол­щины, или/и 2) выпол­нить всю коф­точку или частично ажу­ром. Пер­вый спо­соб чре­ват тем, что полотно полу­чится рых­лым, стык его с план­кой – неров­ным, а коф­точка в целом – нека­зи­стой. Я исполь­зо­вала его лишь одна­жды, и в резуль­тате мне при­шлось закры­вать боль­шие дыры в зоне кро­моч­ных петель там­бур­ным швом по стыку полотна и планки-застежки. Что каса­ется вто­рого спо­соба, то для меня при­ем­лемо лишь неболь­шое добав­ле­ние ажура. Пол­но­стью ажур­ные коф­точки я вяжу только для лета из хлоп­ко­вой пряжи. Ведь зимой в ажур­ной коф­точке из шер­сти можно про­сту­диться. В то же время про­блему можно решить: 1) подо­брав пряжу, близ­кую по тол­щине, фак­туре и оттенку име­ю­щейся (лучше всего – того же про­из­во­ди­теля), или 2) подо­брав к ней нитки дру­гих оттен­ков и цве­тов, чтобы выйти из поло­же­ния с помо­щью добав­ле­ния раз­но­цвет­ных узоров.

 image0021. Исполь­зо­ва­ние ниток, по цвету и фак­туре
близ­ких
к име­ю­щейся пряже

Основ­ной прин­цип этого реше­ния – посте­пен­ное вве­де­ние в полотно нерод­ного оттенка. В зави­си­мо­сти от того, из сколь­ких ниток состав­лена ваша рабо­чая нить – одной или несколь­ких очень тон­ких, раз­ли­ча­ются спо­собы введения.

 

1.1. Вве­де­ние нерод­ного оттенка при вяза­нии одной нитью

Этот спо­соб можно назвать спо­со­бом чере­до­ва­ния рядов: один ряд мы вяжем род­ной нит­кой, а дру­гой – той, что добавляем.

При цилин­дри­че­ском вяза­нии со сме­ной нити про­блем не воз­ни­кает. При плос­ком вяза­нии обыч­ным обра­зом можно менять цвет только через два ряда, поскольку лишь со вто­рым рядом мы воз­вра­ща­емся к нити дру­гого цвета. После про­вя­зы­ва­ния только одного ряда нить добав­ля­е­мого (к при­меру, жел­того) цвета нахо­дится на про­ти­во­по­лож­ном конце от нити исход­ного (зеле­ного) цвета, как пока­зано на рис. 1. Для нагляд­но­сти на рисунке оттенки нитей я сде­лала более отли­чи­мыми друг от друга.

image001Рис. 1. Поло­же­ние нитей раз­ных цве­тов после про­вя­зы­ва­ния одного ряда нитью нерод­ного цвета

После пер­вого ряда дей­ствуем в сле­ду­ю­щей после­до­ва­тель­но­сти. 1. Работу не пово­ра­чи­ваем и снова вяжем по лицу теперь уже нитью род­ного, в дан­ном слу­чае зеле­ного цвета. В конце ряда обе нити – и жел­тая, и зеле­ная – ока­зы­ва­ются с одной, с левой от нас сто­роны (рис. 2). 2. Пово­ра­чи­ваем работу и вяжем два ряда по изнанке. Обе нити в резуль­тате ока­зы­ва­ются с пра­вой сто­роны. 3. Вяжем два ряда по лицу. 4. Вяжем два ряда по изнанке и т.д. То есть если нити рас­по­ла­га­ются слева, вяжем два ряда по изнанке, если справа – два ряда по лицу.

image003Рис. 2. Поло­же­ние нитей после про­вя­зы­ва­ния вто­рого ряда по лицу зеле­ной нитью

При мак­си­маль­ном сов­па­де­нии оттен­ков полотно, свя­зан­ное с чере­до­ва­нием нитей через ряд, менее всего отли­ча­ется от полотна, выпол­нен­ного исход­ной нитью. Но, тем не менее, раз­ница заметна. Поэтому, если вы свя­зали таким обра­зом, ска­жем, один рукав, то и вто­рой надо свя­зать так же и с того же места.

Если исход­ной шер­сти у вас оста­лось совсем мало, то нужно выпол­нить такой пере­ход, кото­рый поз­во­лит в конеч­ном итоге плавно перейти на допол­ни­тель­ный отте­нок пол­но­стью и закон­чить им, к при­меру, тот же рукав. Для этого сле­дует посте­пенно рас­ши­рять полосы допол­ни­тель­ного оттенка, т.е. уве­ли­чи­вать коли­че­ство рядов в них.

При посте­пен­ном добав­ле­нии нерод­ного оттенка глав­ное – сде­лать так, чтобы этот ход казался задум­кой мастера, а не вынуж­ден­ным реше­нием. Поэтому лучше, конечно, про­ду­мать зара­нее, где рас­по­ло­жатся ком­би­ни­ро­ван­ные зоны. Напри­мер, они прой­дут по низу коф­точки и рука­вов или будут нахо­диться сверху и созда­вать эффект кокетки. Если вы поняли, что вам не хва­тит ниток только в про­цессе вяза­ния, но не можете точно опре­де­лить, когда они закон­чатся, довя­жите пер­вой спинку. «Кокетку» из пест­рого участка допу­стимо рас­по­ло­жить только на переде. Послед­ний рубеж – это рукава. Их два. Поэтому, если только они будут свя­заны с добав­ле­нием ниток нерод­ного цвета, коф­точка в целом будет выгля­деть приемлемо.

image021

При­веду при­мер из своей прак­тики. Речь пой­дет о жакете с узо­ром из маков.

image023У меня оста­ва­лось около 200 г очень хоро­шей ново­зе­ланд­ской шер­сти, кото­рой, разу­ме­ется, не хва­тило бы на коф­точку. В про­даже ее уже не было. И мне при­шлось купить 300 г пряжи такого же цвета, но чуть розо­вее и тоньше, кото­рую я доба­вила к ново­зе­ланд­ской прак­ти­че­ски по всему жакету, кроме зоны с орна­мен­том и пла­нок. Полу­чи­лось вполне орга­нично. Как и в жизни, на фото­гра­фии моя хит­рость с нит­ками также невидна. Зоны с нерод­ной нит­кой отли­ча­ются лишь еле замет­ным серо­ва­тым оттен­ком. Но если при­гля­деться, то, конечно, при боль­шом уве­ли­че­нии раз­ницу в оттен­ках у рядов можно заметить.

При смене нитки (в основ­ном через 2 ряда) в начале ряда я не сни­мала кро­моч­ную петлю, как я это обычно делаю, а про­вя­зы­вала ее нит­кой, шед­шей на смену преды­ду­щей. Так же, чтобы оба края полотна были оди­на­ко­выми, я посту­пала и с кро­моч­ной пет­лей в начале изна­ноч­ного ряда, хотя нить и не менялась.

 

1.2. Вве­де­ние нового оттенка при вяза­нии
из
тон­ких нитей в несколько сложений

image005Фото 1. Прием деграде на сире­не­вой кофточке

Если шерсть очень тон­кая и вы вяжете ею в несколько сло­же­ний, можно по одной, опять же посте­пенно, заме­нять исход­ные нитки нит­ками допол­ни­тель­ного тона и перейти в конеч­ном итоге пол­но­стью на допол­ни­тель­ный тон. В этом слу­чае необя­за­тельно искать в мага­зине нитки, по тону мак­си­мально соот­вет­ству­ю­щие оттенку исход­ной пряжи. Купите пряжу этого же тона, но чуть тем­нее или свет­лее и попро­буйте сде­лать то, что назы­вают «деградé» (франц. dégradé – смяг­че­ние тона; отте­не­ние; полу­тон) – посте­пен­ное смяг­че­ние тона, плав­ный пере­ход от тем­ного к более свет­лому оттенку цвета. Хорошо, если вам удастся найти хотя бы еще пару оттен­ков. Деграде мето­дом посте­пен­ной замены ниток в рабо­чей нити в четыре сло­же­ния я сде­лала наме­ренно у сире­не­вой коф­точки (фото 1 и 2) для отделки бор­тов и манжет.

image007Фото 2. Фраг­мент планки с деграде сире­не­вой кофточки

 

image002
2.
Исполь­зо­ва­ние пряжи дру­гих цве­тов и оттен­ков
для
вве­де­ния в модель узоров

2.1. Вве­де­ние раз­но­цвет­ной ком­по­зи­ции из жак­кар­до­вых узоров

Этот метод, на мой взгляд, гораздо слож­нее дру­гих. Ведь прак­ти­че­ски «на ходу» нужно подо­брать цвет­ной узор к уже почти свя­зан­ной кофте, купить или найти у себя в «сун­дуке» соот­вет­ству­ю­щие нитки. И фак­тура, и цвет ниток, а также узор не должны не только вхо­дить в про­ти­во­ре­чие со сти­лем изде­лия, но обя­заны его укра­шать. Если вы поняли, что вам не хва­тит ниток, уже свя­зав доста­точно, лучше вна­чале закон­чить спинку, посмот­реть, сколько оста­лось шер­сти, при­ки­нуть, на что ее хва­тит и выбрать, где вы будете добав­лять узор – только на основ­ной части или и на основ­ной части и на рукавах.

Между тем, коф­точка, свя­зан­ная точно по жур­налу, не доста­вит вам столько удо­воль­ствия, как та вещь, над кото­рой вы долго ломали голову, будь то из-за недо­статка шер­сти, кото­рый выявился в про­цессе работы, или в слу­чае, когда у вас трудно с день­гами, и поэтому вы хотите свя­зать себе коф­точку из ско­пив­шейся у вас в «сун­дуке» пряжи. Так, 300 г пряжи вы купили когда-то на малень­кую коф­точку. Но они вышли из моды, а на обыч­ного раз­мера коф­точку ниток не хва­тит. В то же время от одной свя­зан­ной ранее вещи у вас остался моток, от дру­гой – пол­мотка и т.д. И еще есть малень­кие раз­но­цвет­ные клу­бочки очень хоро­шей импорт­ной шер­сти, кото­рые отдала вам зна­ко­мая. А какое удо­воль­ствие сде­лать из ничего что-то! Такие вещи, как пра­вило, и полу­ча­ются «эксклюзивными».

Однако чтобы свя­зать коф­точку из остат­ков пряжи, нужно потра­тить много вре­мени, под­би­рая узор к име­ю­щимся у вас нит­кам, а сами нитки друг к другу. Пер­вый этап – отобрать те клубки, кладя их рядом на столе или на диване, кото­рые могут соста­вить цве­то­вую ком­по­зи­цию. Затем нужно взве­сить клубки, чтобы при­ки­нуть, хва­тит ли их для вашей задумки. Напри­мер, у вас есть 300 г шер­сти одного цвета, а вам нужно 500 г., сле­до­ва­тельно, вес допол­ни­тель­ной пряжи дол­жен быть не менее 200 г. Вто­рой этап – вяза­ние образца, на кото­ром вы опро­бу­ете понра­вив­ши­еся вам узоры и цве­то­вые соче­та­ния. Здесь может выяс­ниться, что выбран­ные вами цвета в клуб­ках хорошо соче­та­ются, а в узоре – нет.

Конечно, цвета не должны спо­рить между собой («кусаться»). Но даже если они и не иде­ально под­хо­дят друг к другу, их «при­ми­ре­ние» вполне воз­можно. Лучше всего в таком слу­чае подой­дут лен­точ­ные жак­кар­до­вые узоры, кото­рыми вы запол­ните необ­хо­ди­мое вам про­стран­ство. Их можно раз­де­лить одно­цвет­ными поло­сами раз­ной высоты. Глав­ное – чтобы «не куса­лись» цвета в одном мотиве одного узора. То есть важно, чтобы «куса­ю­щи­еся» цвета не имели общей гра­ницы. Это пер­вый прин­цип постро­е­ния узор­ной ком­по­зи­ции для коф­точки не только из остат­ков пряжи, но и для созда­ния мно­го­цвет­ной ком­по­зи­ции вообще. Для его соблю­де­ния «куса­ю­щи­еся» цвета нужно раз­ве­сти по раз­ным лен­там узо­ров и раз­де­лить (объ­еди­нить) их цве­том, кото­рый соче­та­ется с ними обоим. Таким «буфе­ром» может быть одно­цвет­ная полоса между лен­тами узо­ров. Хорошо, если она будет свя­зана из пряжи основ­ного цвета – той, к кото­рой вы под­би­ра­ете узоры и из кото­рой будет выпол­нена бόль­шая часть коф­точки. Такой вари­ант помо­жет при­ми­рить все цвета и их соче­та­ния в лен­тах узо­ров между собой, а глав­ное – одно­тон­ную часть коф­точки с участ­ком жак­кар­до­вых узо­ров. Кроме того, он помо­жет соблю­сти вто­рой прин­цип пра­виль­ного постро­е­ния ком­по­зи­ции раз­но­цвет­ных узо­ров – прин­цип повто­ря­е­мо­сти цве­тов и цве­то­вых соче­та­ний. При мно­го­цвет­ных узо­рах все вхо­дя­щие в них цвета должны повто­ряться как по гори­зон­тали, так и по вер­ти­кали композиции.

image009Фото 3. Дет­ская коф­точка «Поце­луй птиц» с рукавами-реглан, вывя­зан­ными сверху

Возь­мем для при­мера дет­скую коф­точку, кото­рую я свя­зала из остат­ков пряжи (фото 3). Я нашла в своем «сун­дуке» более или менее под­хо­дя­щие по тол­щине и цвету нитки – жел­тые, темно-синие, голу­бые и бледно-голубые. Для того чтобы их было легче соче­тать друг с дру­гом, я исполь­зо­вала жел­тые полоски – тон­кие – в 1 ряд и широ­кие – в 8 и 10 рядов. Голу­бой и бледно-голубой цвета, кото­рыми выпол­нены боль­шие моно­хром­ные участки, повто­ря­ются неод­но­кратно в дру­гих зонах коф­точки. Нит­ками темно-синего цвета, кото­рых у меня было меньше всего, свя­заны мотивы лен­точ­ных узо­ров на основ­ной части коф­точки и на рукавах.

Коф­точка сде­лана с рукавами-реглан и выпол­нена сверху. Такой фасон наи­луч­шим обра­зом под­хо­дит для малень­ких детей, у кото­рых быстро рас­тут руки, тем, что рукава по мере надоб­но­сти легко удли­нять. Он хорош и для вяза­ния из остат­ков пряжи. Ведь кофточку-реглан можно «выра­щи­вать» всю сразу – как до раз­де­ле­ния на рукава и основ­ную часть, так при необ­хо­ди­мо­сти и после раз­де­ле­ния. Петли всех состав­ля­ю­щих коф­точки открыты и надеты на спицы. Это поз­во­ляет вязать по чуть-чуть то одну часть, то дру­гую, чтобы наи­луч­шим обра­зом рас­по­ря­диться име­ю­щимся коли­че­ством исход­ной пряжи и в соот­вет­ствии с этим пра­вильно рас­по­ло­жить узор.

Раз­но­цвет­ная коф­точка, свя­зан­ная с добав­ле­нием ниток из «сун­дука», обой­дется зна­чи­тельно дешевле той, для кото­рой вы спе­ци­ально поку­па­ете пряжу в мага­зине. (А если она пол­но­стью свя­зана из остат­ков пряжи, то и вовсе ничего не будет сто­ить.) Ведь для каж­дого оттенка вы поку­па­ете не мене 50 г пряжи, а исполь­зу­ются клубки часто не пол­но­стью. К тому же есть риск, что в узоре не все они будут соче­таться друг с дру­гом, а вер­нуть в мага­зин клу­бок, часть ниток кото­рого была в работе, не полу­чится. Но тут уж ничего не поде­ла­ешь. Зато будет, из чего выбрать в «сун­дуке» для сле­ду­ю­щей кофточки.

Правда, вяза­ние коф­то­чек из остат­ков пряжи может сопро­вож­дать серьез­ная про­блем. Нитки под­хо­дя­щего друг другу цвета под­час имеют раз­ную тол­щину. Поэтому для более тол­стых ниток при­хо­дится убав­лять коли­че­ство петель в ряду и потом снова уве­ли­чи­вать при пере­ходе на нитки мень­шего диа­метра. А при выпол­не­нии лен­точ­ных жак­кар­до­вых узо­ров это очень затруд­ни­тельно, осо­бенно если вяза­ние кру­го­вое. При­хо­дится в таком слу­чае даже менять узор и под­би­рать дру­гой, гори­зон­таль­ный рап­порт кото­рого пра­вильно укла­ды­ва­ется в задан­ное коли­че­ство петель ряда.

 

2.2. Состав­ле­ние общей ком­по­зи­ции из двух моно­хром­ных частей
раз­ного цвета или оттенка

Тем, кому не по душе жак­кар­до­вые орна­менты в народ­ном стиле, воз­можно, подой­дет дру­гой спо­соб «поже­нить» исход­ную пряжу с добав­ля­е­мыми нит­ками. Он гораздо проще пер­вого потому, что пред­по­ла­гает исполь­зо­ва­ние всего двух цве­тов или двух оттен­ков одного цвета, сплош­ные одно­тон­ные поля кото­рых делят пуло­вер и/или его рукава по гори­зон­тали. Однако этот спо­соб поз­во­ляет избе­жать впе­чат­ле­ния, будто бы пуло­вер сел в длину и его про­сто надвязали.

image011Рис. 3. При­мер узора для пере­хода от тем­ного участка к свет­лому и наоборот

Дан­ный спо­соб преду­смат­ри­вает пере­ход от мас­сива одного цвета к мас­сиву кон­траст­ного цвета или более свет­лого (тем­ного) оттенка того же цвета через узор. Обычно эти узоры имеют неболь­шой вер­ти­каль­ный рап­порт и делятся по гори­зон­тали на две части, оди­на­ко­вые по абрису, но раз­ные по цвету. Возь­мем для при­мера узор, пока­зан­ный на рис. 3, где нор­веж­ские звезды соеди­няют темно-синее и голу­бое поля. Ниж­няя часть звезды вяжется на темно-синей, ниж­ней, поло­вине голу­бым цве­том, верх­няя часть – на голу­бом мас­сиве темно-синим цве­том. Роль узора – раз­мыть, замас­ки­ро­вать гра­ницу, сде­лать ее менее чет­кой, т.е. обыг­рать пере­ход от одного поля к другому.

image013 image015Фото 4. Чер­ный пуло­вер с нор­веж­скими звез­дами на белой кокетке. Фото 5[1]. Схема узора

Узор не все­гда рас­по­ла­гают так, чтобы его сред­няя гори­зон­таль­ная линия про­хо­дила строго по гра­нице цве­то­вых полей. Он может быть поме­щен и над (под) гра­ни­цей. В таком слу­чае узор не меняет цвет на про­ти­во­по­лож­ный во вто­рой поло­вине рап­порта (фото 4 и 5). При этом к основ­ному узору обычно по обе сто­роны добав­ляют рос­сыпь более мел­ких узо­ров, напри­мер, малень­ких круж­ков или точек. Но вывя­зы­вать такую рос­сыпь – одно муче­ние. Поэтому, я думаю, допу­стимо ее огра­ни­чить парой-тройкой рап­пор­тов в высоту.

В спо­собе пере­хода между двумя моно­хром­ными участ­ками раз­ного цвета (оттенка) также при­ме­ня­ется прин­цип повто­ря­е­мо­сти цветов.

Оче­видно, что для погра­нич­ных узо­ров под­хо­дят не только нор­веж­ские звезды. Я в своей прак­тике одна­жды исполь­зо­вала цве­точ­ный мотив (фото 6).

image017Фото 6. Пуло­вер из ярко-розовых и чер­ных ниток

У моей заказ­чицы было около 300 г. очень кра­си­вой ярко-розовой пряжи пре­крас­ного каче­ства. Для пол­но­цен­ной кофты не хва­тало мини­мум 100 г. Купить что-либо похо­жее было нере­ально. Что делать? Ведь к такому цвету ни один дру­гой не подой­дет. Из ниток подоб­ного, брос­кого оттенка обычно вяжут вещь цели­ком с мини­му­мом релье­фов или ажу­ров и без раз­но­цвет­ных узоров.

image019Рис. 4. Поле­вая гвоздика

Между тем, неза­долго до этого я при­ду­мала мотив из цве­точ­ных кусти­ков, кото­рые виде­лись мне розо­выми с зеле­ными листоч­ками (рис. 4). И мне очень хоте­лось их вывя­зать на какой-нибудь коф­точке. Я свя­зала обра­зец, но и без него уже было понятно, что ярко-розовая пряжа не потер­пит цвет­ных кусти­ков. После дол­гих проб мне все же уда­лось найти реше­ние, кото­рое удо­вле­тво­рило и меня, и розо­вую пряжу. Я сде­лала кустики чер­ными и обыг­рала ими пере­ход от сплош­ного чер­ного низа пуло­вера и чер­ных ман­жет к розо­вому цвету, из кото­рого свя­зана его бόль­шая часть. Кстати ска­зать, чер­ный низ пуло­вера укра­шен рельеф­ным узо­ром. В него вхо­дит высо­кая резинка, из кото­рой рас­тут вытя­ну­тые зубцы в обрам­ле­нии выпук­лых бугорков.

Конечно, когда я теперь смотрю на розо­вый с чер­ным пуло­вер, мне хочется пустить по чер­ному полю у гра­ницы пере­хода что-то розо­вое. Мотивы кусти­ков, конечно, слиш­ком круп­ные, чтобы вывя­зать их розо­выми как зер­каль­ное отра­же­ние чер­ных. Узень­кая гир­лянда из листи­ков была бы пра­виль­ным решением.

   image063  

2 комментария: § 8. Когда не хватает ниток

  1. Наталья говорит:

    Спа­сибо за такие полез­ные, инте­рес­ные хитрости-премудрости вяза­ния! Мне очень при­го­ди­лись Ваши советы!!!

  2. Екатерина говорит:

    Огром­ное спа­сибо за то, что поде­ли­лись опы­том! Как раз удачно купила оста­ток очень класс­ной пряжи (350 г) и ломаю голову, что свя­зать. Без­ру­кавку, Шарф и шапку не хочу, а длины 800 мет­ров на целый сви­тер не хва­тит( еще раз спасибо!

Добавить комментарий для Екатерина Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>