§ 4. Как спрятать концы нитей

Вяза­ную вещь нужно сде­лать кра­си­вой не только с лица, но и с изнанки. На ней не должно быть видно ни узлов, ни кон­цов нитей, кото­рые я назы­ваю хво­сти­ками. В их число вхо­дят не только тех­но­ло­ги­че­ские концы, кото­рые обра­зу­ются в резуль­тате дей­ствий, преду­смот­рен­ных тех­но­ло­гией вяза­ния, но и концы, кото­рые полу­ча­ются при свя­зы­ва­нии нитей, поеден­ных молью или жуч­ками, и при рас­пус­ка­нии ноше­ной коф­точки или неудав­шейся части в про­цессе работы над новой коф­точ­кой. Реше­ние дан­ной про­блемы во мно­гом зави­сит от спо­соба при­со­еди­не­ния нити. В оте­че­ствен­ной (совет­ской) и немец­кой шко­лах вяза­ния эти спо­собы раз­ли­ча­ются принципиально.

 image0524.1. Обзор суще­ству­ю­щих способов

4.1.1. Оте­че­ствен­ная школа вязания

Пред­ста­ви­тели оте­че­ствен­ной школы вяза­ния сове­туют соеди­нять нити при помощи узлов, а их концы ввя­зы­вать или обре­зать. При этом в попу­ляр­ной и по сей день, до сих пор пере­из­да­ю­щейся, выдер­жав­шей более 40 пере­из­да­ний «Азбуке вяза­ния» ее автор М.В. Мак­си­мова реко­мен­дует исполь­зо­вать плос­кий узел. Она пишет:

image021«Рис. 8. Так свя­зы­вают концы нитей плос­ким узлом»[i]

«Такой узел неве­лик и в то же время доста­точно про­чен. Потре­ни­руй­тесь в его выпол­не­нии – он не раз при­го­дится вам (рис. 8). Возь­мите свет­лую и тем­ную нити: в пра­вую руку – свет­лый конец, в левую – тем­ный (длина кон­цов 4 – 5 см). Свет­лый конец (пра­вый) нало­жите поверх тем­ного (левого) и зажмите паль­цами левой руки место их пере­се­че­ния. Тем­ный конец возь­мите в пра­вую руку и обо­гните им свет­лую нить, затем свет­лым обо­гните тем­ный. Теперь потя­ните концы в про­ти­во­по­лож­ные сто­роны, чтобы затя­нуть узел»[ii].

Совет свя­зы­вать нитки узлом дают также Л. Сич­ка­ренко и З. Попель в книге «Вяза­ние крюч­ком», кото­рая вышла в 1956 г., а также Р.В. Рас­ку­тина и Е.В. Мар­кина в руко­вод­стве «Вяза­ние. 100 Уро­ков», издан­ном в 1976 г., – на два года раньше пер­вого изда­ния «Азбуки вяза­ния» М.В. Мак­си­мо­вой – 1978 г. На него, видимо, М.В. Мак­си­мова и опи­ра­лась при напи­са­нии своей книги. Может быть, именно Р.В. Рас­ку­тину и Е.В. Мар­кину, а не М.В. Мак­си­мову сле­дует счи­тать осно­во­по­лож­ни­ками оте­че­ствен­ной школы вязания?

В руко­вод­стве Р.В. Рас­ку­ти­ной и Е.В. Мар­ки­ной читаем:

«Изде­лие можно вязать из новой пряжи, но можно и нужно уметь исполь­зо­вать нитку из ста­рых вяза­ных вещей. Ста­рую вяза­ную вещь (если она не сва­ля­лась) легко рас­пу­стить, а затем свя­зать из нее изде­лие мень­шего раз­мера или новую вещь, ком­би­ни­руя с шер­стью дру­гих цве­тов, ири­сом, сута­жом, тка­нью. Для этого изде­лие нужно рас­по­роть по швам и найти конец нити. Сле­дует искать его (за ред­ким исклю­че­нием) вверху каж­дой детали. Если конец нити трудно найти, нужно акку­ратно сре­зать один-два ряда, отде­лить часть нито­чек и, дойдя до основ­ной, рас­пус­кать вязание.

Изде­лия бывают цель­ные и кро­е­ные. В кро­е­ных с изна­ноч­ной сто­роны шов обме­тан про­стой нитью. Это зна­чит, что изде­лие реза­ное и будет рас­пус­каться отдель­ными отрез­ками нити. Свя­зы­вать такие отрезки реко­мен­ду­ется «мор­ским узлом» (рис. 2).

image003Рис. 2. Свя­зы­ва­ние нити мор­ским узлом

Пра­вый конец нити накла­ды­ваем поверх левого, конец левой нити завя­зы­ваем, про­пус­кая ее дви­же­нием «от себя» под пра­вую. Затем накла­ды­ваем опять оба конца нити таким обра­зом, чтобы левый лег поверх пра­вого, после этого конец пра­вой нити завя­зы­ваем «от себя» и затя­ги­ваем узел. Концы нити в дан­ном слу­чае можно обре­зать. Если узел свя­зы­ва­ется из тол­стой нити или из несколь­ких тон­ких, сло­жен­ных вме­сте, концы лучше не обре­зать»[iii].

Не стоит забы­вать, что совет­ская школа вяза­ния зарож­да­лась и раз­ви­ва­лась в труд­ные вре­мена. Тогда коф­точки часто вязали из рас­пу­щен­ных выно­шен­ных вещей, отхо­дов про­из­вод­ства, а о при­ве­де­нии в поря­док их изнанки осо­бенно не забо­ти­лись. Тут я не могу не вспом­нить юбку из мет­ро­вых обрез­ков тон­кой шер­стя­ной нити (отхо­дов какого-то шер­сто­пря­диль­ного ком­би­ната). Ее свя­зала моей подруге ее мама. Хво­сти­ков на изнанке юбки было так много, что изнутри она напо­ми­нала мех. Конечно, спря­тать такое коли­че­ство кон­цов, согла­си­тесь, нере­ально. Ну а если бы вязаль­щица все же запра­вила их в полотно, то сде­лала бы его жест­ким и испор­тила вид юбки с лице­вой стороны.

Важно также, что в 1950 – 1960-х гг. и даже в пер­вой поло­вине 1970-х гг., как пра­вило, вязали из очень тон­ких ниток. Нитки от рас­пу­щен­ных ноше­ных вещей фаб­рич­ного про­из­вод­ства (машин­ной вязки) также были очень тон­кими. Для вяза­ния нитки соеди­няли в несколько сло­же­ний. Но их общая тол­щина также была неболь­шой и соот­вет­ственно давала неболь­шую гори­зон­таль­ную плот­ность вяза­ния. Так, в «Домо­вод­стве» (1959) обыч­ной назы­ва­ется гори­зон­таль­ная плот­ность 3 – 4 петли на 1 см[iv]. А все рас­четы в пет­лях Р.В. Рас­ку­ти­ной и Е.В. Мар­ки­ной постро­ены на гори­зон­таль­ной плот­но­сти 3 петли и вер­ти­каль­ной плот­но­сти 4,5 ряда. М.В. Мак­си­мова, несмотря на при­сут­ствие в «Азбуке вяза­ния» (1991) иллю­стра­ций, где пока­заны модели из ниток сред­ней тол­щины и даже из тол­стой пряжи, рас­четы для вывя­зы­ва­ния гор­ло­вины, проймы, оката рукава и т.д. осно­вы­вает на гори­зон­таль­ной плот­но­сти 3 петли.

image005Судя по опи­са­нию модели «Наряд­ное пла­тье» (фото слева) из аль­бома «Уме­ю­щим вязать» (1974) М.В. Мак­си­мо­вой, гори­зон­таль­ная плот­ность в 3 петли полу­ча­лась при сло­же­нии 5 нитей пряжи № 32/2[v]. А согласно М.В. Мак­си­мо­вой, номер пряжи, выра­жен­ный дроб­ным чис­лом, напри­мер 32/2 или 10/2, озна­чает сле­ду­ю­щее: «Цифры до черты ука­зы­вают тол­щину нити: чем больше это число, тем тоньше нить. Цифра после черты пока­зы­вает, из сколь­ких нитей скру­чена пряжа»[vi].

Нить, полу­ча­е­мая из несколь­ких сло­же­ний тон­кой пряжи, была плос­кой. При этом вязать из нее было при­нято очень туго. Об этом сви­де­тель­ствует один из «прак­ти­че­ских сове­тов», кото­рые дает М.В. Мак­си­мова в «Азбуке вяза­ния». Читая его, пони­ма­ешь, насколько сла­бее мы вяжем сейчас.

«Наби­рая петли началь­ного ряда, ста­рай­тесь как можно туже затя­ги­вать их на спице, но учтите, что сле­ду­ю­щий ряд (как и все осталь­ные) вязать нужно более слабо, – ука­зы­вает она. – Луч­ший вари­ант вязки – это когда петля плотно «обни­мает» спицу. <…> Время от вре­мени кон­тро­ли­руйте испол­не­ние работы: пере­двиньте вяза­нье по спице туда и обратно несколько раз. Если оно дви­жется с чуть замет­ным уси­лием, зна­чит, петли выпол­нены пра­вильно»[vii].

Понятно, что для столь тугого вяза­ния нужны были соот­вет­ству­ю­щие спицы. От совре­мен­ных они отли­ча­лись тем, что их кон­чик был ост­рым в бук­валь­ном смысле: он больно колол пальцы. (Я знаю это из соб­ствен­ного опыта.) Но иначе вве­сти спицу в петлю было трудно.

В резуль­тате полотно выхо­дило очень плот­ным, подоб­ным свя­зан­ному на машине, и поэтому на нем узелки, конечно, не были видны. Между тем в совре­мен­ном вяза­нии чаще всего исполь­зу­ется одна объ­ем­ная нить цилин­дри­че­ской формы. Она имеет сред­нюю тол­щину и дает гори­зон­таль­ную плот­ность вяза­ния 2 – 2,2 петли при том, что туго вязать теперь не при­нято. И если узелки на плот­ном полотне из тон­чай­ших ниток ста­рого поко­ле­ния дей­стви­тельно мало заметны, то узелки из совре­мен­ных ниток сред­ней тол­щины на полотне, свя­зан­ном с плот­но­стью, кото­рая сей­час счи­та­ется нор­маль­ной, пра­виль­ной, заметны и очень.

Однако ука­за­ния руко­водств, издан­ных в 50– и 70-х гг. про­шлого века, вполне могут при­го­диться и сего­дня – тем, кто любит вязать из ниток для машин­ной вязки. Я сама довольно много вещей свя­зала из пряжи «Лидия» (1613 м в 100 г), выпус­ка­е­мой Мос­ков­ским шер­сто­пря­диль­ным ком­би­на­том. При­ме­ром может слу­жить сире­не­вая коф­точка с двумя гир­лян­дами из листьев, свя­зан­ная из нити в четыре сло­же­ния. Но, как пока­зы­вает срав­не­ние фото­гра­фий, плот­ность ее полотна зна­чи­тельно ниже, нежели у «Наряд­ного пла­тья» из аль­бома М.В. Максимовой.

image007Сире­не­вая коф­точка из чисто­шер­стя­ной пряжи «Лидия»

Л. Сич­ка­ренко и З. Попель пред­ла­гают в под­раз­деле «Исполь­зо­ва­ние ста­рых вяза­ных вещей» своей книги свя­зы­вать тон­кие нити при их рас­пус­ка­нии как порт­нов­ским (рис. 36), так и плос­ким (мор­ским) (рис. 37) узлами, а более тол­стые – соеди­нять при­су­чи­ва­нием (скру­чи­ва­нием). Вот, что они пишут:

«Зна­чи­тель­ная часть вещей, сши­тых по выкройке из три­ко­таж­ного полотна, рас­пус­ка­ется легко и быстро. Но сплош­ной нити при этом не полу­ча­ется. Есте­ственно, что при вяза­нии из неболь­ших кусоч­ков будет много узлов, кото­рые надо уметь скрыть.

Соеди­няя кусочки в целую нить, надо ста­раться, чтобы узелки были как можно мень­шего раз­мера и очень проч­ными. Шер­стя­ные нитки, напри­мер, соеди­нен­ные в узлы, во время стирки могут раз­вя­зы­ваться сами по себе, так как чистая шерсть обла­дает спо­соб­но­стью сколь­зить. Наи­бо­лее прак­ти­чен и прост узел, пред­ла­га­е­мый нами на рисунке 36. Оста­ю­щи­еся после завя­зы­ва­ния кон­чики обре­за­ются. Такие узелки на тон­ких нит­ках в работе совер­шенно незаметны.

image023Рис. 36

На рисунке 37 пока­зан дру­гой узе­лок. Здесь надо остав­лять концы дли­ной 4 – 5 см. Во время вязки их вытя­ги­вают по длине нити в про­ти­во­по­лож­ные сто­роны и неза­метно ввя­зы­вают. Чтобы не полу­чи­лось утол­ще­ния, в местах соеди­не­ния надо про­вя­зы­вать плот­ней. Если нитки все же тол­сты, кон­чики их слегка рас­су­чи­вают и выдер­ги­вают часть волокна. Утон­чен­ные таким обра­зом концы накла­ды­вают друг на друга, при­су­чи­вают и затем заде­лы­вают в работу. Этот спо­соб хотя и кро­пот­лив, но для плоско вяжу­щихся изде­лий необ­хо­дим, так как поз­во­ляет добиться совер­шенно ров­ной поверхности.

image025Рис. 37

В кру­го­вом вяза­нии все встре­ча­ю­щи­еся в нит­ках узлы оста­ются на левой (изна­ноч­ной) сто­роне. Однако при изго­тов­ле­нии ман­жет, ворот­ни­ков, поя­сов и всех про­чих дета­лей надо при­су­чи­вать кон­чики, чтобы полу­чить глад­кое дву­сто­рон­нее «лицо»»[viii].

Впро­чем, нельзя ска­зать, что совет­ские спе­ци­а­ли­сты вовсе обо­шли вни­ма­нием соеди­не­ние тол­стых нитей.

image061Так, еще один оте­че­ствен­ный учеб­ник по вяза­нию, автора кото­рого мне уста­но­вить пока не уда­лось, пред­ла­гает концы тол­стых нитей соеди­нять с помо­щью иглы. В нем гово­рится: «…Один конец нити вде­вают в иглу, про­тас­ки­вают в дру­гой, затем лиш­ние кон­чики нитей обре­зают. Недо­ста­ток спо­соба в том, что место соеди­не­ния полу­ча­ется утол­щен­ным»[viiia].

Этот же спо­соб мы нахо­дим в реко­мен­да­циях для руко­дель­ниц от М. Мак­си­мо­вой и М. Кузь­ми­ной, опуб­ли­ко­ван­ных в про­шлом веке в жур­нале «Работ­ница». Они пишут:

image063«Остатки тол­стой шер­стя­ной пряжи можно соеди­нить в одну длин­ную нить и свя­зать из нее новую вещь. В дело пой­дут и совсем корот­кие нити (15 – 16 см). Концы нитей соеди­ните (сшейте) между собой, как пока­зано на рисунке, лиш­нее отрежьте. В местах соеди­не­ний полу­чатся неболь­шие утол­ще­ния, кото­рые не только не испор­тят вяза­ное полотно, но при­да­дут ему мод­ный эффект «непропрядов»».

Судя по тек­сту, М. Мак­си­мова и М. Кузь­мина и сами пони­мают, что такое соеди­не­ние нитей не дает ров­ной поверх­но­сти полотна и под­хо­дит лишь для изго­тов­ле­ния вещей в дере­вен­ском стиле.

(Тех­ника соеди­не­ния тол­стых нитей с помо­щью иглы полу­чила назва­ние рус­ского спо­соба. Ее совре­мен­ный, усо­вер­шен­ство­ван­ный вари­ант с поша­го­вой иллю­стри­ро­ван­ной инструк­цией содер­жится в при­ло­же­нии к этому пара­графу, кото­рое назы­ва­ется «Без­у­з­ел­ко­вое соеди­не­ние тол­стых нитей: совре­мен­ные спо­собы». Там же пред­став­лен метод соеди­не­ния нити путем свой­ла­чи­ва­ния концов.)

image007Неко­то­рые авторы пред­ла­гают соеди­нять нити любой тол­щины только путем их скру­чи­ва­ния. Для этого длин­ные концы нужно свя­зать оди­нар­ным плос­ким узлом (на фото слева), раз­ве­сти в про­ти­во­по­лож­ные сто­роны и пере­вить с нитями. Конечно, этот спо­соб куда как более при­ми­ти­вен и груб по срав­не­нию с мето­дом при­су­чи­ва­ния, пред­ло­жен­ным Л. Сич­ка­ренко и З. Попель. Мне как-то при­ве­лось рабо­тать с клуб­ками соеди­нен­ных таким обра­зом ниток. Нитки были не тол­стыми, а, ско­рее, тон­кими. Их концы были скру­чены с боль­шим запа­сом по длине, веро­ятно, из опа­се­ния, что во время стирки и вяза­ния они рас­пол­зутся. В резуль­тате утол­щен­ный уча­сток соста­вил около 15 – 20 см. Петли, вывя­зан­ные из него, ока­за­лись заметно толще дру­гих. Поэтому мне при­шлось во время работы каж­дое соеди­не­ние рас­пря­ды­вать и посту­пать с ним по-своему, о чем я рас­скажу позже.

Гораздо более при­ем­ле­мым мне кажется метод спря­ды­ва­ния нитей, при­ве­ден­ный сло­вац­ким спе­ци­а­ли­стом Люд­ми­лой Пеш­ко­вой в ее книге «Вяза­ние» (1979). Она пишет:

«Если в ряду встре­тится узел, посту­паем сле­ду­ю­щим обра­зом: узел раз­вя­жем, оба конца шер­сти на длине около 10 см раз­де­лим на две нити оди­на­ко­вой тол­щины (при пряже из двух нитей на 1 и 1 нить, при пряже из трех нитей на 2 и 1 нить). Потом про­ти­во­по­лож­ные концы скру­тим так, чтобы шерсть в этом месте была пер­во­на­чаль­ной тол­щины, т.е. при пряже из двух нитей соеди­няем 1 + 1 нить, при пряже из трех нитей берем 2 нити одного и 1 нить вто­рого конца. Потом нор­мально вяжем дальше. При общей обра­ботке три­ко­тажа лиш­ние концы шер­сти зашьем на изна­ноч­ной сто­роне; лице­вая сто­рона оста­ется ничем нена­ру­шен­ной. На ней нет ни види­мых утол­щен­ных петель, кото­рые могли бы воз­ник­нуть при обыч­ном над­став­ле­нии шер­сти, ни рас­ши­рен­ных петель, кото­рые воз­ни­кают при соеди­не­нии кон­цов шер­сти узлом. Этот спо­соб над­став­ле­ния пряжи мы лучше всего оце­ним при вяза­нии из ста­рого, рас­пу­щен­ного мате­ри­ала, когда, обычно, надо эко­но­мить каж­дый конец»[ix].

Таким обра­зом, пере­чис­лен­ные спо­собы соеди­не­ния нитей узлами и при­су­чи­ва­нием, при­ня­тые в совет­ской школе вяза­ния, а также спо­соб соеди­не­ния, пред­ло­жен­ный Люд­ми­лой Пеш­ко­вой, в целом исклю­чают необ­хо­ди­мость заделки кон­цов, поскольку они ввя­зы­ва­ются в полотно в про­цессе вяза­ния или же коротко обре­за­ются. Однако пере­чис­лен­ные спо­собы ори­ен­ти­ро­ваны в основ­ном на соеди­не­ние нитей в про­цессе рас­пус­ка­ния вещей. О том, как посту­пать во всех дру­гих слу­чаях, руко­вод­ства ничего не гово­рят. Понятно, что по умол­ча­нию нить от нового клубка к нити закан­чи­ва­ю­ще­гося при­со­еди­ня­ется теми же спо­со­бами. Но что делать с кон­цами нитей, кото­рые обра­зу­ются в самом начале работы над дета­лью (при наборе) и после ее завер­ше­ния, когда после выпол­не­ния закреп­ля­ю­щего ряда нить обре­за­ется? Един­ствен­ный ответ на этот вопрос, кото­рый я про­чла, – исполь­зо­вать их для сши­ва­ния дета­лей, хотя бы в самом начале шва. А как быть с кон­цами нитей при раз­но­цвет­ном вяза­нии или при вышивке по три­ко­таж­ному полотну?

Скла­ды­ва­ется впе­чат­ле­ние, что созда­те­лей руко­водств, как и их целе­вую ауди­то­рию, мало забо­тил вид изнанки, поэтому про­блема заделки кон­цов для них не суще­ство­вала. Мно­гие руко­вод­ства даже не каса­ются вопроса соеди­не­ния нитей. При­ме­ром может слу­жить пре­крас­ная книга Анны Алек­сан­дровны Вла­со­вой «Вяза­ние: от уме­ния к мастер­ству» (1992), где на эти темы нет ни слова.

image002
4.1.2. Немец­кая школа вязания

Немец­кая школа вяза­ния зани­мает проч­ные пози­ции в нашей стране бла­го­даря тому, что уже не одно поко­ле­ние вязаль­щиц имело воз­мож­ность изу­чать ее при­емы вна­чале по жур­налу «Verena», кото­рый появился у нас в про­даже в 1996 г. с вклад­кой инструк­ций на рус­ском языке. С 1997 г. он уже стал изда­ваться на рус­ском языке, как и появив­шийся в это же время жур­нал «Саб­рина». «Verena» и «Саб­рина» пуб­ли­куют модели одежды с подроб­ными опи­са­ни­ями и схе­мами. Время от вре­мени в них печа­та­ются отдель­ные уроки и неболь­шие учеб­ные курсы, снаб­жен­ные поша­го­выми инструк­ци­ями с цвет­ными фото­гра­фи­ями и рисун­ками. Кроме того, в нуле­вых годах XXI в. было издано несколько пере­ве­ден­ных на рус­ский язык автор­ских руко­водств. Они явля­ются подроб­ными, понят­ными, довольно пол­ными и имеют боль­шую иллю­стра­тив­ную базу. Правда, пере­вод­чики и редак­торы неко­то­рых книг не явля­ются спе­ци­а­ли­стами в вяза­нии, отчего смысл отдель­ных пред­ло­же­ний бывает иска­жен. О том, что хотел ска­зать автор, опыт­ная масте­рица в этом слу­чае может дога­даться, а начи­на­ю­щая вязаль­щица оста­нется в недоумении.

Совре­мен­ная немец­кая школа осно­вы­ва­ется на исполь­зо­ва­нии ниток сред­ней тол­щины, про­из­ве­ден­ных спе­ци­ально для руч­ного вяза­ния по новей­шим тех­но­ло­гиям. Поэтому она не при­ем­лет соеди­не­ния их узлами или при­су­чи­ва­нием. Более того, ее пред­ста­ви­тели счи­тают, что при плос­ком вяза­нии нужно избе­гать при­со­еди­не­ния нити от нового клубка в любой точке вяза­ного полотна, кроме кромки. То есть, по их мне­нию, нельзя при­со­еди­нять нить в про­цессе вывя­зы­ва­ния ряда, напри­мер, в его сере­дине. При­со­еди­нять нить (без узла) нужно с пра­вого или левого края детали, т.е. в начале или в конце ряда. Соот­вет­ственно пря­тать концы сле­дует в кромку детали до ее сши­ва­ния или после.

При­веду отры­вок на эту тему из «Пол­ного курса вяза­ния» Ханны Якс:

«Вве­де­ние новой нити

image019Вве­де­ние новой нити в начале ряда

Из прак­тики всем вязаль­щи­цам известно, как выгля­дят участки вяза­ния, когда на сере­дине ряда при­со­еди­нена новая нить: обра­зу­ются утол­ще­ния и неров­но­сти, кото­рые заметны изда­лека. Лучше при­ки­нуть зара­нее, когда должна закон­читься ста­рая нить и обре­зать ее в конце ряда (кусок обре­зан­ной нити при­го­дится при завер­ше­нии работы). Новую нить вво­дят в начале ряда. Если про­вя­зы­вают послед­нюю петлю ряда и сни­мают ее в сле­ду­ю­щем ряду, то новую нить при­вя­зы­вают при вяза­нии послед­ней петли, до пере­во­ра­чи­ва­ния работы. Это же отно­сится к вяза­нию попе­реч­ных полос раз­лич­ного цвета: послед­нюю петлю преды­ду­щего ряда соеди­няют с нитью дру­гого цвета. При вяза­нии не должно быть ника­ких узелков».

 

Заделка кро­моч­ной нити

После того как свя­заны отдель­ные части изде­лия, можно заде­лать нити, остав­ши­еся на кромке. Для этой цели суще­ствует тол­стая игла с тупым кон­цом, кото­рую вво­дят между пет­лями, а не сквозь них.

image021Вер­ти­каль­ная заделка нити

Нить про­тя­ги­вают по воз­мож­но­сти точно по вер­ти­кали кромки. Вяза­ное изде­лие со вре­ме­нем неми­ну­емо вытя­ги­ва­ется в ширину — в боль­шей сте­пени, чем в длину, поэтому при вер­ти­каль­ной заделке меньше веро­ят­но­сти выхода нити из вяза­ния»[x].

Ката­рина Бусс в своей книге «Вяза­ние» (в ори­ги­нале она назы­ва­ется «Боль­шая равенс­бург­ская книга вяза­ния»)[xi] реко­мен­дует закреп­лять новую (над­став­лен­ную) нить в конце ряда путем про­вя­зы­ва­ния ее кро­моч­ной пет­лей вме­сте со старой:

image023 «1. Чтобы пер­вые петли с новой над­став­лен­ной нитью не ослабли, про­вя­жите послед­нюю кро­моч­ную петлю обе­ими нитями и пере­вер­ните изделие.

image025 2. Про­вя­жите новой нитью кро­моч­ную петлю и несколько нитей ряда и затем крепко затя­ните остатки нитей».

К. Бусс счи­тает, что «абсо­лютно все равно, закреп­ля­ете ли вы нити до или после сборки деталей».

«Закреп­ле­ние после сборки осо­бенно реко­мен­до­вано при исполь­зо­ва­нии тон­ких видов пряжи. Так как после закреп­ле­ния нитей кро­моч­ные петли, а также близ­рас­по­ло­жен­ные, очень часто ста­но­вятся толще, то отдель­ные петли не выде­ля­ются так явно. И это обсто­я­тель­ство очень ослож­няет про­цесс сборки изде­лия. Кроме того, вы можете исполь­зо­вать оста­ток нити для сши­ва­ния», – пишет она, иллю­стри­руя этот абзац фото­гра­фией с пояс­ня­ю­щим текстом:

image027 «Нитки на краях можно закре­пить до или после про­цесса свя­зы­ва­ния дета­лей. Нити все­гда закреп­ля­ются по отдель­но­сти и вер­ти­кально в кро­моч­ной петле и шве».

Ката­рина Бусс также рас­смат­ри­вает слу­чай закреп­ле­ния тех­но­ло­ги­че­ского конца, кото­рый ока­зался не на кромке, а на самом вяза­ном полотне:

image029 «1. Если воз­никла необ­хо­ди­мость закре­пить нить в про­цессе работы над дета­лью, то сна­чала про­та­щите ее через сосед­нюю петлю, так что петля закро­ется. (По всей веро­ят­но­сти, изна­чально нить не была зафик­си­ро­вана узлом – Ф.Ó.)

image031 2. Затем закре­пите нить по вер­ти­кали, при этом нико­гда не захва­ты­вайте все петли, а только одну часть и затя­ги­вайте нитку не слиш­ком туго».

image033Между тем жур­нал «Verena» (№ 4, 1997) все же допус­кает закреп­ле­ние нитей не по вер­ти­кали. Как можно видеть по фото­гра­фиям, его спе­ци­а­ли­сты пред­ла­гают концы нитей про­тя­нуть «через петли вяза­ного полотна в про­ти­во­по­лож­ных диа­го­наль­ных направ­ле­ниях (пра­вую нить – влево, левую нить – вправо)». Такой спо­соб реко­мен­ду­ется в том слу­чае, если работа от нового клубка была начата не от края детали, напри­мер, при кру­го­вом вязании.

   image063  

[i] Мак­си­мова М.В. Азбука вяза­ния, 1986 (http://cartalana.ru/006knit-02.php).

[ii] Мак­си­мова М.В. Азбука вяза­ния, 1986 (http://cartalana.ru/006knit-04.php).

[iii] Рас­ку­тина Р.В., Мар­кина Е.В. Вяза­ние. 100 Уро­ков, 1976 (http://cartalana.ru/058knit-001.php#003ba).

[iv] Домо­вод­ство, 1959 (http://www.cartalana.ru/housecraft-065.php#0387ba).

[v] Мак­си­мова М.В. Уме­ю­щим вязать: аль­бом. М.: Лег­кая инду­стрия, 1974. С. 6.

[vi] Мак­си­мова М.В. Азбука вяза­ния. Ч. 1. М.: Лег­пром­бы­т­из­дат, 1991. С. 6.

[vii] Мак­си­мова М.В. Азбука вяза­ния. Ч. 1. М.: Лег­пром­бы­т­из­дат, 1991. С. 23.

[viii] Сич­ка­ренко Л., Попель З. Вяза­ние крюч­ком, 1956 (http://cartalana.ru/076knit-08.php#0012ba).

[viiia] http://i-you.mixik.ru/772-vyazanie-spicami-okrashivanie-pryazhi-perekrashivanie.html

[ix] Пеш­кова Л. Вяза­ние. Пер. со сло­вац­кого. Бра­ти­слава: ПРАЦА, 1979. С. 13.

[x] Якс Х. Пол­ный курс вяза­ния. Пер. с нем. М.: Изда­тель­ский дом «Ниола 21-й век», 2006. С. 21.

[xi] Бусс К. Вяза­ние. Пер с нем. (Katharina Buss. Das Grosse Ravensburger Strickbuch. Berlin, 1996). М.: Про­физ­дат, 2001. С. 120.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>